КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ "ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ
Действующая в настоящее время система показателей эффективности МВС регламентирована целым рядом нормативных документов.
В соответствии с этими документами можно выделить три группы показателей эффективности: развития сети международных воздушных линий; валютно-финансовой деятельности Аэрофлота и производственной деятельности Аэрофлота на международных воздушных линиях.
Показатели развития сети международных воздушных сообщений отражают географию и развитие транспортной сети. В числе этих показателей: количество промежуточных пунктов посадок в третьих странах; расстояние между пунктами посадки за рубежом, вместимость используемых самолетов по типам; частота полетов; объемы, виды и частоты проведения технического и коммерческого обслуживания советских самолетов в зарубежных аэропортах; величины тарифов и ставок за различные виды представляемых Аэрофлоту за рубежом технических и коммерческих услуг; численность персонала представительств Аэрофлота за рубежом;
количество агентств Аэрофлота за рубежом, имеющих право свободной продажи перевозок; количество рейсов, на которые свободная продажа перевозок разрешена; периоды времени, в которые разрешена свободная продажа перевозок; количество разрешенных регулярных рейсов; количество разрешенных чартерных рейсов.
Показатели валютно-финансовой деятельности Аэрофлота характеризуют выполнение валютного ‘плана по доходам и расходам. В их числе показатели абсолютного выполнения плана валютных поступлений и общего сальдо валютных расчетов.
Показатели абсолютного выполнения плана валютных поступлений по группам валют отражают итоги поступлений от иностранных организаций (за перевозки пассажиров без учета комиссионных платежей; за перевозки грузов; за заправки авиаГСМ иностранных самолетов в советских аэропортах; за техническое аэродромно-коммерческое обслуживание иностранных самолетов в аэропортах СССР; комиссионных платежей Аэрофлоту иностранными авиакомпаниями как генеральному агенту за обеспечение коммерческой загрузки в аэропортах СССР и за оформление документов на перевозку пассажиров и грузов на иностранных самолетах на своих бланках) и итоги поступлений от советских организаций (за перевозки внешнеторговых и других грузов на международных авиалиниях, за чартерные перевозки иностранных пассажиров Аэрофлотом, за перевозки театральных и спортивных коллективов) .
Показатели абсолютного выполнения плана валютных расходов по группам валют отражают платежи Аэрофлота: за перевозку
пассажиров, включая расчеты по пулам и за услуги по обеспечению перевозок; за перевозку грузов, включая расчеты по пулам; за авиаГСМ, т. е. заправку советских самолетов в иностранных аэропортах; за техническое и коммерческое обслуживание советских самолетов в иностранных аэропортах; комиссионного вознаграждения, выплачиваемого Аэрофлотом своим генеральным агентам и туристическим фирмам, которые обеспечивают Аэрофлоту коммерческую загрузку. В эту же группу включают показатели, отражающие: расходы на содержание представительств Аэрофлота за рубежом; эксплуатационные расходы; взносы в международные организации; расходы на временные заграничные командировки работников ГА; отчисления МГА.
Показатель «Общее сальдо валютных расчетов» является обобщающим по расчетам с иностранными государствами.
Показатели производственной деятельности Аэрофлота на международных воздушных линиях отражают: выполнение производственного плана; степень использования рынка авиаперевозок; организацию коммерческой работы; уровень безопасности и регулярности полетов; рекламно-информационную деятельность.
Показатели выполнения производственного плана характеризуют общие отправки пассажиров, грузов, почты, платного багажа,
в том числе для выходных аэропортов отправки на самолетах иностранных авиакомпаний; отправки валютных пассажиров на регулярных рейсах; отправки валютных пассажиров на чартерных рейсах;, среднюю коммерческую загрузку на самолето-вылет но расписанию; занятость кресел на рейсах по расписанию; занятость кресел на чартерах; общий участковый тоннокилометраж (для выходных аэропортов), в том числе на самолетах иностранных авиакомпаний; эксплуатационный тоннокилометраж (для выходного аэропорта); темпы роста показателей выполнения плана по сравнению с предыдущими периодами.
Показатели степени использования рынка авиаперевозок отражают: объемы первоначальных и транзитных отправок; количество рейсов; среднерейсовую загрузку самолетов; среднегодовые и среднемесячные объемы продаж и перевозок Аэрофлотом и генеральным агентом по совместно эксплуатируемым линиям.
Показатели организации коммерческой работы учитывают количество туристских фирм, с которыми сотрудничает представительство, удельный вес перевозок, валютную выручку и проданные перевозочные документы, обеспеченные Аэрофлоту этими турфирмами (для представительств); средний тариф, действующий на параллельных направлениях на рейсах Аэрофлота и иностранных авиакомпаний; количество мест, предлагаемых Аэрофлотом и иностранными авиакомпаниями на параллельных маршрутах; количество мест, забронированных генагентом, и результат параллельного бронирования (для представительств); величину квоты мест для данного представительства.
Показатели безопасности и регулярности полетов отражают: общую регулярность полетов; регулярность полетов, выполняемых по расписанию; регулярность чартерных рейсов; количество летных происшествий и предпосылок к ним.
Показатели рекламно-информационной деятельности характеризуют: количество рекламных фирм, с которыми сотрудничает Аэрофлот, затраты на проведение рекламно-информационной работы (по видам и фирмам); количество выпущенной рекламной продукции (по видам и фирмам); объем чартерных сделок (по фирмам) .
Переход от рассмотренной совокупности показателей к комплексной оценке эффективности международных воздушных сообщений требует проведения структуризации проблемы и построения соответствующих математических моделей.