КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ "ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ

Действующая в настоящее время система показателей эффек­тивности МВС регламентирована целым рядом нормативных доку­ментов.

В соответствии с этими документами можно выделить три груп­пы показателей эффективности: развития сети международных воз­душных линий; валютно-финансовой деятельности Аэрофлота и производственной деятельности Аэрофлота на международных воз­душных линиях.

Показатели развития сети международных воздушных сообщений отражают географию и развитие транспортной сети. В числе этих показателей: количество промежуточных пунктов по­садок в третьих странах; расстояние между пунктами посадки за рубежом, вместимость используемых самолетов по типам; частота полетов; объемы, виды и частоты проведения технического и ком­мерческого обслуживания советских самолетов в зарубежных аэро­портах; величины тарифов и ставок за различные виды представ­ляемых Аэрофлоту за рубежом технических и коммерческих услуг; численность персонала представительств Аэрофлота за рубежом;

количество агентств Аэрофлота за рубежом, имеющих право сво­бодной продажи перевозок; количество рейсов, на которые свобод­ная продажа перевозок разрешена; периоды времени, в которые разрешена свободная продажа перевозок; количество разрешенных регулярных рейсов; количество разрешенных чартерных рейсов.

Показатели валютно-финансовой деятельно­сти Аэрофлота характеризуют выполнение валютного ‘плана по доходам и расходам. В их числе показатели абсолютного выполне­ния плана валютных поступлений и общего сальдо валютных рас­четов.

Показатели абсолютного выполнения плана валютных поступ­лений по группам валют отражают итоги поступлений от иностран­ных организаций (за перевозки пассажиров без учета комиссион­ных платежей; за перевозки грузов; за заправки авиаГСМ ино­странных самолетов в советских аэропортах; за техническое аэро­дромно-коммерческое обслуживание иностранных самолетов в аэропортах СССР; комиссионных платежей Аэрофлоту иностран­ными авиакомпаниями как генеральному агенту за обеспечение коммерческой загрузки в аэропортах СССР и за оформление доку­ментов на перевозку пассажиров и грузов на иностранных самоле­тах на своих бланках) и итоги поступлений от советских организа­ций (за перевозки внешнеторговых и других грузов на междуна­родных авиалиниях, за чартерные перевозки иностранных пасса­жиров Аэрофлотом, за перевозки театральных и спортивных кол­лективов) .

Показатели абсолютного выполнения плана валютных расходов по группам валют отражают платежи Аэрофлота: за перевозку

пассажиров, включая расчеты по пулам и за услуги по обеспече­нию перевозок; за перевозку грузов, включая расчеты по пулам; за авиаГСМ, т. е. заправку советских самолетов в иностранных аэро­портах; за техническое и коммерческое обслуживание советских самолетов в иностранных аэропортах; комиссионного вознаграж­дения, выплачиваемого Аэрофлотом своим генеральным агентам и туристическим фирмам, которые обеспечивают Аэрофлоту ком­мерческую загрузку. В эту же группу включают показатели, отра­жающие: расходы на содержание представительств Аэрофлота за рубежом; эксплуатационные расходы; взносы в международные организации; расходы на временные заграничные командировки работников ГА; отчисления МГА.

Показатель «Общее сальдо валютных расчетов» является обоб­щающим по расчетам с иностранными государствами.

Показатели производственной деятельности Аэрофлота на международных воздушных линиях отражают: вы­полнение производственного плана; степень использования рынка авиаперевозок; организацию коммерческой работы; уровень без­опасности и регулярности полетов; рекламно-информационную де­ятельность.

Показатели выполнения производственного плана характеризу­ют общие отправки пассажиров, грузов, почты, платного багажа,

в том числе для выходных аэропортов отправки на самолетах ино­странных авиакомпаний; отправки валютных пассажиров на регу­лярных рейсах; отправки валютных пассажиров на чартерных рейсах;, среднюю коммерческую загрузку на самолето-вылет но расписанию; занятость кресел на рейсах по расписанию; занятость кресел на чартерах; общий участковый тоннокилометраж (для вы­ходных аэропортов), в том числе на самолетах иностранных авиа­компаний; эксплуатационный тоннокилометраж (для выходного аэропорта); темпы роста показателей выполнения плана по срав­нению с предыдущими периодами.

Показатели степени использования рынка авиаперевозок отра­жают: объемы первоначальных и транзитных отправок; количест­во рейсов; среднерейсовую загрузку самолетов; среднегодовые и среднемесячные объемы продаж и перевозок Аэрофлотом и гене­ральным агентом по совместно эксплуатируемым линиям.

Показатели организации коммерческой работы учитывают ко­личество туристских фирм, с которыми сотрудничает представи­тельство, удельный вес перевозок, валютную выручку и проданные перевозочные документы, обеспеченные Аэрофлоту этими турфир­мами (для представительств); средний тариф, действующий на па­раллельных направлениях на рейсах Аэрофлота и иностранных авиакомпаний; количество мест, предлагаемых Аэрофлотом и ино­странными авиакомпаниями на параллельных маршрутах; коли­чество мест, забронированных генагентом, и результат параллель­ного бронирования (для представительств); величину квоты мест для данного представительства.

Показатели безопасности и регулярности полетов отражают: общую регулярность полетов; регулярность полетов, выполняемых по расписанию; регулярность чартерных рейсов; количество летных происшествий и предпосылок к ним.

Показатели рекламно-информационной деятельности характе­ризуют: количество рекламных фирм, с которыми сотрудничает Аэрофлот, затраты на проведение рекламно-информационной рабо­ты (по видам и фирмам); количество выпущенной рекламной про­дукции (по видам и фирмам); объем чартерных сделок (по фир­мам) .

Переход от рассмотренной совокупности показателей к комп­лексной оценке эффективности международных воздушных сооб­щений требует проведения структуризации проблемы и построения соответствующих математических моделей.